«Смотри в природу ума» — это классический учебник по практике Махамудры, вершины буддийского пути.
Махамудра, или Великая печать, в тибетской традиции Кагью называется «Путь освобождения», или «Путь глубокого видения». Опираясь на важнейшее утверждение Алмазной колесницы, что ум (как способность осознавать, воспринимать и знать) по своей сути безграничен, как пространство, изначально чист и полон возможностей, Махамудра ведет к постижению его сути через медитации на сам ум.
Вначале применяются упражнения, успокаивающие ум и удерживающие его в неподвижности; по-тибетски они называются «шинэ», или пребывание в покое. Затем стабильный и ясный ум смотрит сам в себя, исследуя и познавая природу сознания и воспринимаемых явлений. Это лхагтонг, проникающее видение. Постепенно медитирующий приходит к глубокому внутреннему переживанию того, что все проявления, мысли и впечатления органов чувств имеют природу ума, а он, в свою очередь, ясен, пуст и подобен пространству.
У этой книги две части и два автора. Первая часть, «Зеркало естественного ума», составлена в XVI веке великим учителем Махамудры по имени Дагпо Таши Намгьял. О нем известно немного, но до нас дошли его труды, которые в Тибете входят в золотой фонд буддийской литературы. Вторая часть называется «Перст, указующий на Дхармакайю». Ее автор — Вангчуг Дордже (1556−1603), девятый в линии Кармап, знаменитых лам Черной короны, которые с XII века возглавляют традицию Карма Кагью. Оба произведения, вошедшие в этот сборник, уже несколько столетий служат вдохновением для искателей истины, поскольку посвящены медитации — важнейшему средству достижения покоя и свободы.
Об авторах:
Дагпо Таши Намгьял (1512—1587) — великий тибетский учитель. В Тибете его труды входят в золотой фонд буддийской литературы.
Девятый Кармапа Вангчуг Дордже (1556—1603) — Девятый Кармапа, глава школы Кагью Тибетского буддизма. Родился в Тречоде, Кхам. Согласно легенде, сразу после своего рождения он произнес: «Я — Кармапа!» Он получил образование у Пятого Шамарпы Кенхога Дженлага, путешествуя по Тибету, территории современной Монголии и Бутану с кочевым лагерем. Во время этого путешествия было основано множество монастырей. Вангчук Дордже также писал классические буддийские тексты, многие из которых изучаются и в наши дни (Махамудра).
Вангчуг Дордже был не только духовным лидером, но и выступал посредником в конфликтах. Он был приглашён королём Сиккима для разрешения диспута. Во время своего пребывания там он основал три монастыря, один из которых — в Румтеке, ставший наиболее значимым монастырём линии после китайской оккупации Тибета.