Царь Гесар, герой эпоса, широко известный не только в Тибете, но и во всей Центральной Азии, представляет собой идеал пробуждённого воина — принцип всепобеждающей отваги, бесстрашия и веры в себя. В качестве воплощения сил здравомыслия и мудрости он сокрушает всех врагов, силы зла во всех направлениях, отвращающие умы людей от подлинного учения Будды. Враги эти наглядно символизируют различные проявления трусливого и малодушного ума.
Как объясняет Чогьям Трунгпа Ринпоче в предисловии: «Когда мы говорим здесь о победе над врагом, очень важно понимать, что речь не идёт о какой-либо агрессии. Истинный воин не должен быть обидчивым и высокомерным. Амбиции или заносчивость являются просто ещё одним аспектом трусливого ума, ещё одним внутренним врагом».
Традиционно пересказ преданий о царе Гесаре бродячими сказителями Тибета длится неделями. Наполненные чудесами, захватывающими дух приключениями и славными победами великого воина и правителя, истории эти в равной степени пленяют умы людей всех возрастов и сословий. Материал для данной книги был собран и записан авторами в Тибете в начале XIX века, после чего переведён на французский и английский языки и впервые издан на Западе в 1931 году.
Об авторах:
Александра Давид-Неэль (1868 — 1969) — французская оперная певица, поэтесса и композитор, более известная как путешественница, писательница и исследовательница Тибета. Известна во Франции как одна из величайших путешественниц конца XIX — начала XX веков. Свидетельство тому — множество написанных ею книг, повествующих о странствиях автора, о религиозно-философских системах и традициях тех стран, которые она посетила или в которых подолгу проживала, и прежде всего это Тибет, Индия и Китай.
В своих книгах она рассказывала о людях, умеющих летать, умирающих и воскресающих по своему желанию. Она объясняла, что суть буддизма заключается не в этих внешних эффектах, а в изменении сознания и что на этом пути она сама пока не достигла высот. О том же она говорила на лекциях, с которыми объездила многие страны Европы.
Она умерла не дожив полутора месяцев до своего 101-го дня рождения. Прах её был развеян над водами Ганга.
Афур Йонгден (1899−1955) — тулку, рожденный в Сиккиме тибетский лама, приемный сын, постоянный спутник и соратник знаменитой писательницы и путешественницы Александры Давид-Неэль.
В 1914 г. Александра в Сиккиме нанимает себе слугу — четырнадцатилетнего мальчика по имени Йонгден. Он был сиккимским тибетцем, и о нем ходила молва, будто он — воплощение одного тибетского вождя по имени Тэконгток, почитавшегося бодхисаттвой. Вплоть до его смерти в 1955 г. Йонгден был Александре и поваром, и секретарем, и надежным спутником, и, наконец, с 1925 г. — ее приемным сыном.